Необходимо отметить, что вся традиционная деятельность и образ жизни коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока основаны на принципах устойчивой зелёной экономики. Леса, управляемые коренными народами, показывают гораздо меньше выбросов из-за практически нулевого обезлесения по сравнению с лесами за пределами территорий, которые они используют и контролируют.

Традиционные знания коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока являются самостоятельными знаниями, как это признано Межправительственной научно-политической платформой по биоразнообразию и экосистемным услугам (IPBES), которые необходимо учитывать и на которые необходимо опираться при разработке Зелёного курса России.

Для продвижения в создании пакета мер «Зелёного курса России», по зелёному восстановлению экономики необходимо:

– Признавать и поощрять вклад коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока, их традиционных знаний, практик и проводимых ими усилий в области устойчивого управления природными территориями и биоразнообразием, которые вносят значительный вклад для перехода к зелёной экономике, достижения Целей Устойчивого Развития и Климатических соглашений.

– Признать уникальную роль и усилия, предпринимаемые коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока в области мониторинга и управления лесными ресурсами (направленного на сокращение выбросов от обезлесения и деградации лесов,) в рамках борьбы с изменением климата, смягчения последствий и адаптации к нему.

– Восстановить деятельность Федеральной службы лесного хозяйства и полноценного института лесничества, с привлечением представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

– Обеспечить участие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в процессе принятия решений в части промышленного развития и освоения в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, с обязательным применением принципа свободного предварительного и осознанного согласия (СПОС) а также применением международных подходов и стандартов, основанных на правах человека и Декларации ООН о правах коренных народов.

– Усилить меры контроля за использованием мазута и дизельного топлива, особенно в Арктических регионах и местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

– Принять меры по уменьшению и постепенному прекращению использования мазута и дизельного топлива, как источника энергии в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, и его замене на альтернативные возобновляемые “зелёные” источники энергии.

– Обеспечить участие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока во всех уровнях государственной политики, в процессе принятия решений и консультаций в части разработки и применения национальных планов развития, программ и политики по устойчивому развитию, и действий по борьбе с изменением Климата.

– Провести всеобщий мониторинг экономического положения, благосостояния и здоровья коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

– Провести мониторинг/анализ действия Федерального Законодательства о законных правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в части его исполнения или нарушения.

– Создать условия для достижения справедливого перехода к “зелёной экономике” путём обеспечения средств к существованию, посредством поощрения “зелёных рабочих мест”, коими в России являются общины, а также иные НКО представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

– Проанализировать каким образом исполняется/нарушается уже существующее законодательство в отношении обеспечения средств к существованию, ведения традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности, способствуя при этом росту зелёной экономики.

– Разработать руководства для политиков, промышленных компаний и бизнес сообществ, по проведению диалога с коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, обеспечению их обязательного и полного участия в проектах в области развития, в мониторинге и контроле состояния окружающей среды и соблюдению их законных прав и интересов.

– Создать региональные структуры с полным и эффективным участием коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, для проведения проверки и анализа соблюдения подписанных договоров, соглашений и других договорённостей между коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока и добывающими/промышленными компаниями ведущими свою деятельность в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

– Провести оценку состояния окружающей среды, накопленного экологического ущерба и связанных с ним изменений этносоциальной среды, разработать экологически-ориентированные рекомендации по смягчению негативного воздействия промышленной деятельности и обеспечить контроль за их исполнением.

– Создать платформу знаний в области “Зелёной экономики”, для развития и расширения образовательных возможностей. Разработать специализированные курсы и тренинги совместно с коренными малочисленными народами Севера Сибири и Дальнего Востока, опираясь на их нужды и необходимости, традиционные знания и практики для обеспечения всестороннего обучения и наращивания потенциала в области зелёной экономики, изменения климата, и устойчивого развития.

Результаты реализации предложенных мер «Зелёного курса России», по зелёному восстановлению экономики могут стать частью вклада России в достижении ЦУР 2030, Конвенции о биологическом разнообразии, Парижского Соглашения по Климату.

Мнение