Предлагаемые меры

Общие рамки:

  • Разработка и принятие рамочного документа по реализации на территории РФ экономики замкнутого цикла по принципам «Ноль отходов», с приоритизацией этапа сохранения первичных ресурсов и минимизации производства отходов, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления по фракциям, электронных, пищевых отходов, текстиля, а также опасных, медицинских и биологических отходов;
  • Внедрение позитивных экономических стимулов и нормативной поддержки принципов предотвращения образования отходов, максимального использования сырья и материалов, повторного использования, ремонтопригодности и продления жизни товаров, законодательного ограничения и негативного экономического стимулирования оборота одноразовых товаров; 
  • Разработка фискальных мер и мер позитивного экономического стимулирования, других мер для приоритизации использования продуктов и материалов, предназначенных для повторного использования с исключением этапа материальной утилизации, а также продуктов и товаров из вторичного сырья;
  • Разработка системы просвещения населения включая федеральные каналы и СМИ о принципах «Ноль отходов» и популяризация зелёного образа жизни среди населения;
  • Содействие в реализации инициатив по содействию повторному использованию товаров и распространению сотрудничества;
  • Формулирование и реализация приоритетов по принципам «Ноль отходов» при осуществлении госзакупок и проведения мероприятий;
  • Реализация фискальной политики по принципу загрязнитель и образователь отходов платит за объём образованных отходов. Схемы «Плати столько сколько загрязняешь», которые взимают с производителей отходов исходя из фактического количества образовавшихся отходов и предоставление стимулов для сокращения образующегося объёма и объёма смешанных, и для разделения вторсырья  у источника образования;
  • Разработка рамочного документа по реализации на территории РФ стандартов срока службы товаров и их ремонтопригодности с целью недопущения реализации запланированного старения на этапе производства товаров и для максимизации срока жизни товаров;
  • Разработка мер по повышению ресурсоэффективности производимых продуктов, особенно в строительстве, автомобилестроении и электронике, которые можно использовать в качестве обязательных стандартов продукции. Необходимо повышать ресурсоэффективность всех продуктов и приборов за счёт увеличения срока службы / долговечности, возможности ремонта и вторичной переработки;
  • Разработка обязательности производителей товаров и техники покрывать 100% затраты на переработку и повторное использование (и в краткосрочном управлении отходами) материалов, встроенных в них.

Регулирование объёма образования отходов и выполнение принципов «Ноль отходов» в области отходов потребления: 

  • До конца октября 2020 согласно поручению Президента: Корректировка нацпроекта Экология в части его дополнения целями и мероприятиями по предотвращению образования отходов; 
  • Включить в  Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ норму, устанавливающую поэтапное ограничение оборота вплоть до полного запрета на оборот на территории Российской Федерации товаров, тары и упаковки немедицинского назначения, которые не могут быть выделены и изъяты из общего потока отходов производства и потребления (в ходе раздельного накопления отходов и их сортировки на объектах обработки), не могут быть отправлены на материальную утилизацию, а также имеют многоразовые альтернативы; 
  • Разработка комплекса мер на национальном и региональном уровне, направленных на предотвращение образования отходов, снижение их образования и их повторное использование, включая НИОКРы в сфере поиска новых легкоперерабатываемых материалов, экономическое стимулирование отказа от трудноперерабатываемых материалов, экологическое просвещение и информирование населения.

Развитие и поддержка повторного использования: 

  • внесение изменений в существующее законодательство РФ, которые бы способствовали развитию системы залоговой стоимости тары (ЗСТ). Это, в том числе потребует изменения налогового законодательства для развития системы многоразовой оборотной тары; 
  • Разработать критерии, по которым товар, тару и упаковку можно отнести к категории одноразового или многоразового использования. Для этого определить и утвердить перечень рекомендуемых к использованию многооборотных (многоразовых) потребительских товаров, тары и упаковки, обладающих высоким потенциалом максимального использования и оказывающих наименьшее негативное воздействие на окружающую среду; 
  • Для стимулирования развития рынка многооборотных (многоразовых) товаров, установить целевые показатели по доле многоразовой упаковки, тары, реализуемых на рынке. Разработать экономические стимулы и обеспечить финансовую и законодательную поддержку (СанПины) приоритетного использования производителями, предприятиями розничной торговли, предприятиями общественного питания и потребителями многоразовых товаров, оборотной тары и упаковки. Необходимо, также создание условий и государственной поддержки для стимулирования и развития систем доставки в оборотной таре и упаковки с учётом развития систем её дезинфекции и критериев их санитарной очистки; 
  • Обеспечение стимулирования использования населением и юридическими лицами многооборотных (многоразовых) товаров, тары и упаковки, а также поддержка проектов по ремонту, восстановлению и модернизации товаров, обмену и совместному использованию потребительской продукции и услуг.

Финансовая поддержка принципов «Ноль отходов»:

  • Поэтапный отказ от субсидирования и государственной поддержки наименее приоритетных способов обращения с отходами;
  • Перенаправление мер государственной поддержки от отрасли термического обезвреживания и энергетической утилизации отходов на создание инфраструктуры для предотвращения их образования, раздельного накопления и развитие отрасли вторичной переработки, включая внесение изменений в устаревшие или некорректно разработанные НПА.

Пищевые отходы: 

  • Фискальные стимулы и позитивное экономическое стимулирование с целью предотвращения образования пищевых отходов на всех этапах производственной цепочки, в частности, продуктов питания;
  • Создание условий для приоритетного раздельного накопления и утилизации органических отходов с их последующим использованием для производства товарного компоста или биогаза, в том числе создание системы стимулирования технологий измельчения и утилизации пищевых отходов отдельно от основной массы твёрдых коммунальных отходов;
  • Распространение запрета на захоронение отдельных видов вторичного сырья, предусмотренного Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р, на термическое обезвреживание и энергетическую утилизацию этих видов вторичного сырья;
  • Расширение списка вторичного сырья, захоронение и обезвреживание которого запрещается, и включение в него органических отходов;
  • Разработка и утверждение нормативно-правовых актов о запрете на захоронение и уничтожение продуктов питания, пригодных для употребления в пищу.

Сокращение поддержки и реализации проектов по уничтожению ресурсов: 

  • Закрепление на законодательном уровне отказа от технологий термического обезвреживания и энергетической утилизации твёрдых коммунальных отходов, постановка захоронения отходов как наименее предпочтительного варианта обращения с отходами, что стимулируют предотвращение образования и переработку отходов;
  • Приостановка реализации проекта «Чистая страна» в части проектирования и строительства мусоросжигательных заводов;
  • Внесение корректировок в территориальные схемы обращения с отходами субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство МСЗ и разработки альтернативных проектов с развитием инфраструктуры для раздельного накопления отходов и строительством мощностей вторичной переработки в соответствии с действующей иерархией государственной политики по обращению с отходами.

Увеличение ответственности загрязнителей: 

  • Введение 100% норматив утилизации на все виды товаров, тары и упаковки немедицинского назначения, в частности:

— вести РОП и 100% норматив на сигаретные фильтры и установить целевые показатели по сокращению отходов табачной промышленности — фильтров, содержащих полимеры, включая полимеры растительного происхождения; 

— Ввести РОП и 100% норматив на женские гигиенические прокладки, тампоны;

— Повысить норматив до 100% на бутылки и тару из полиэтилентерефталата (ПЭТ), тару и упаковку от продуктов питания, бытовой химии, косметики и гибкую упаковку для продуктов питания из полиэтилена (ПЭ), полипропилена (ПП), полистирола (ПС), прочих видов пластика (Other, маркировка 7);

— Включить в перечень товаров, подлежащих РОП, рыболовные снасти и сети, зажигалки и установить норматив в 100%. 

  • При расчёте ставки экологического сбора (далее экосбор) учитывать затраты всего жизненного цикла товара, тары и упаковки, включая борьбу с пластиковым загрязнением и повышением информированности людей о проблеме, негативном воздействии одноразовых пластиковых товаров, тары  и упаковки при попадании их в окружающую среду;
  • Установить ставки экосбора отдельно по каждому виду полимера и ликвидировать возможность отчитаться за утилизацию одного вида полимера актами утилизации другого вида полимера;
  • Снятие законодательных барьеров на пути своевременной реализации производителями и предприятиями розничной торговли продуктов питания с истекающим сроком годности, в том числе посредством беспрепятственной передачи продуктов питания с истекающим сроком годности на благотворительные цели;
  • Разработка и внедрение схем возврата депозитов (DRS) и другие меры поощрения эффективный сбор использованных продуктов и материалов. 

Медицинские отходы: 

  • Создание в самые краткие сроки системы раздельного накопления медицинских отходов населения;
  • При создании системы утилизации и обезвреживания собранных медицинских отходов населения руководствоваться требованиями ВОЗ: «WHO (2014) Safe management of wastes from health-care activities», отдавая предпочтение нетермическим способам обезвреживания медицинских отходов населения.

Мнение