Экологический союз. Система добровольной экологическое сертификации "Листок жизни"

По данным ряда исследований, тренд на ответственное производство и потребление, соответствующий Цели №12 Устойчивого Развития ООН — один из наиболее актуальных трендов для современного бизнеса. Согласно позиции ООН, эффективным инструментом его развития служит экологическая маркировка I типа по жизненному циклу (ISO 14024). Поэтому приоритетное направление работы Экологического союза — развитие экологической маркировки I типа (ISO 14024) «Листок жизни» (с 2001 года).

Экологический союз выступает за правильное позиционирование экопродуктов на рынке. Просвещает бизнес и потребителей о гринвошинге, создаёт удобные инструменты в помощь ответственному потребителю.

В рамках борьбы с гринвошингом Экологический союз ведёт работу с государственными органами и ассоциациями потребителей:

  • Добиваемся усовершенствования законодательства, внесения поправок в законы, касающиеся экологических терминов и их применения. Содействуем созданию правоприменительной практики.
  • Актуализируем тему гринвошинга в диалоге с государственными органами и ассоциациями потребителей. Формат: собственные мероприятия, доклады на тему гринвошинга, официальные обращения.

В России востребована экологически безопасная продукция, в частности, экологичные продукты питания, косметика, бытовая химия, строительные и отделочные материалы. Это подтверждается многочисленными исследованиями.

В то же время, эксперты едины во мнении, что растущий спрос на экопродукцию стал стимулом для экологической спекуляции, которую создают недобросовестные производители, а также непрофессиональные специалисты по маркетингу. Учащаются случаи, когда понятия «эко», «био», «органик» на упаковке продукции и в рекламных материалах используются без достаточного на то основания (вводя покупателя в заблуждение) или вовсе не имеют никаких оснований – являются обманом. «Гринвошинг» опасен не только для здоровья и кошелька покупателя – псевдоэкологические заявления способствуют развитию недобросовестной конкуренции. Честные производители, инвестирующие в «зелёные» технологии, теряют конкурентные преимущества на фоне засилья прилавков с псевдо-экотоварами. В конечном счёте, затормаживается развитие экологически грамотного производства и потребления, нацеленных на снижение нагрузки на окружающую среду. 

Основными факторами, способствующими развитию «гринвошинга», являются:

  • Отсутствие законодательства, регламентирующего использование терминов «эко», «экологичный» и производных от них,
  • Отсутствие надлежащего государственного контроля за органами по экологической сертификации, и недобросовестными производителями,
  • Низкая грамотность потребителя.

Выводы и рекомендации: 

Предлагаем для обеспечения экологической защиты населения в области качества и экологической безопасности потребительской продукции следующие меры:

  1. Внести дополнения в Федеральный закон о продовольственной безопасности и законы о продовольственной безопасности субъектов РФ, касающиеся введения термина «экологический продукт» и производных понятий.
  2. Сформулировать критерии, соблюдение которых позволяет называть продукт «экологичным», способствовать установлению чётких прозрачных стандартов для экопродукции.
  3. Внести в законодательство изменения, устанавливающие обязательные требования к экологическим декларациям производителя, взяв за основу стандарт ГОСТ Р ИСО 14021-2000 «Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления», а также существующие международные Руководства по грамотному позиционированию экологических свойств продукции.
  4. Внести в ТР ТС022/2011«Пищевая продукция в части её маркировки» и другие ТР ТС, регулирующие маркировку иных категорий товаров (косметическая продукция, чистящие и моющие средства, строительные и отделочные материалы и др.) дополнения, касающиеся требований к применению понятий «эко» и производных от них понятий. Например, таких как: «экологичный», «экологически безопасный», «натуральный». 
  5. Поощрять прохождение компаниями-производителями продукции прохождение независимой оценки соответствия экологическим стандартам в аккредитованных в установленном порядке органах по сертификации.
  6. На законодательном уровне закрепить необходимость контроля за органами, осуществляющими добровольную экологическую сертификацию, и при этом не аккредитованными в соответствующем порядке в Национальной системе аккредитации. В частности, проверку легитимности выдачи сертификата соответствия, наличие государственной аккредитации в соответствующей области. 
  7. Ввести штрафные оборотные санкции, направленные на развитие добросовестной конкуренции на рынке экотоваров, к производителям псевдоэкологической продукции, использующим фальсифицированные знаки экомаркировки без прохождения сертификации.
  8. Просвещать потребителей и повышать их экологическую грамотность в области экопотребления через СМИ, социальную рекламу, уроки в школах при поддержке органов государственной власти субъектов РФ.
  9. Способствовать увеличению числа сертифицированных экологически ответственных производителей с помощью рыночного инструмента – экомаркировки: организовать силами органов государственной власти субъектов РФ возмещение издержек на добровольную экологическую сертификацию малому и среднему бизнесу. 

Зелёный курс России