Экологический союз. Система добровольной экологическое сертификации "Листок жизни"

Государственные закупки составляют порядка 30% ВВП России. Внедряя экологические требования к ним, государство способно стать мощным драйвером устойчивого производства и потребления, при котором рост благосостояния возможен без ущерба для общества и окружающей среды. Зелёные госзакупки, сводящие к минимуму негативное воздействие на окружающую среду, практикуют во многих странах мира. Согласно имеющемуся опыту, этот инструмент позволяет:

  • Снизить загрязнение воды, воздуха и почвы токсичными соединениями;
  • Вывести из производства наиболее вредные вещества;
  • Уменьшить объём промышленных отходов, в том числе захораниваемых на полигонах;
  • Увеличить долю возобновляемых ресурсов в производстве товаров и услуг.

Эксперты Экологического союза убеждены: зелёные госзакупки — один из самых эффективных инструментов решения экологических проблем на государственном и глобальном уровнях.

В 2020 году вышел доклад «Государственные «зелёные» закупки: опыт правового регулирования и предложения по внедрению в России». В докладе приводится краткий обзор существующего опыта правового регулирования и практик государственных «зелёных» закупок в мире, описываются примеры реализации зелёных закупок в России и даются рекомендации по совершенствованию законодательства, нормативной базы и практик осуществления зелёных закупок в нашей стране.

Основными инициаторами доклада являются Всемирный фонд природы (WWF) России, Российское экологическое общество, Экологический союз, НИУ «Высшая школа экономики» и Лесной попечительский совет (FSC). 

Выводы и рекомендации: 

Для реализации устойчивой практики государственных закупок рекомендуется обеспечить:

  1. Политические обязательства, цели, национальный план действий по внедрению государственных “зелёных” закупок (ГЗЗ), усиление правового регулирования, требование обязательного включения экологических критериев в госзакупки, мониторинг и оценка соблюдения правил/правовых актов ГЗЗ;
  2. Доступность разработанных экологических критериев и спецификаций;
  3. Достаточное наличие продукции с экологическими характеристиками, более дешёвой, чем эквивалент без таких характеристик, государственная поддержка производителей экопродукции;
  4.  Доступность стандартов и экомаркировок (систем добровольной экологической сертификации), заслуживающих доверия, государственная поддержка надёжных экомаркировок (систем добровольной экологической сертификации).

Зелёный курс России