Экологический союз. Система добровольной экологическое сертификации "Листок жизни"

Экологический союз уделяет много внимания взаимодействию с торговыми сетями, так как они являются связующим звеном между производителями товаров и потребителями, тем самым имеют возможность стимулировать выпуск экологически предпочтительной продукции и продвигать модель устойчивого потребления в обществе

Работа с ритейлом ведётся в нескольких направлениях: 

  • просвещение представителей ритейла в области устойчивого развития, устойчивого потребления и производства, комплексной экологизации магазина, в том числе в партнёрстве с Всемирным фондом дикой природы (WWF)
  • содействие обмену опытом и организация межсекторальной дискуссии по острым вопросам, таким как гринвошинг и экологизация ассортимента, между ритейлерами, производителями, экспертами в области устойчивого потребления и производства через деловые мероприятия
  • оказание экспертной поддержки в вопросах поиска и внедрения экологических решений в разные аспекты деятельности магазина

В последние годы ритейл начал внедрять долгосрочные экологические практики, отдавая им приоритет перед разовыми экоориентированными акциями для потребителей. Розничные компании стали брать на себя обязательства по реализации стратегий устойчивого развития, зелёных закупок для ассортимента и собственных нужд, предпринимать меры по переходу на экологически предпочтительную упаковку, коммуницировать об этом покупателям. Эти инициативы тесно связаны с поставщиками и потребителями, при этом зачастую реализуются без учёта научного базиса, в некоторых случаях вводят потребителя в заблуждение или пока ещё носят рекомендательный характер. Это снижает их эффективность в минимизации нагрузки на окружающую среду, в частности делает их менее действенными для развития рынка экопродукции и формирования ответственной модели потребления. Во многом, на наш взгляд, это связано с недостаточным объёмом экологических знаний среди представителей ритейла, пониманием взаимосвязи работы ритейла с защитой окружающей среды, что, в конечном итоге, влияет на уровень осознанности и профессионализма в реализации экологических инициатив.

На данном этапе внедрения принципов устойчивого потребления и производства в России необходимо приближать появляющиеся на нашем рынке «зелёные» программы ритейлеров к мировым стандартами лучшим международным практикам. 

Ритейл способен внести заметный вклад в достижение 12 цели УР ООН – развитие устойчивого производства и потребления, в целом в развитие «зелёной экономики», так как развитие устойчивых практик в ритейле напрямую будет влиять на рост числа ответственных поставщиков и спроса на экотовары среди потребителей, а экологизация операционных процессов будет способствовать решению климатической проблемы и других экологических вызовов.

Выводы и рекомендации: 

Предлагаем для повышения уровня экологических знаний и опыта представителей федеральных и региональных торговых сетей в вопросах устойчивого потребления и производства, комплексной экологизации работы магазинов объединить усилия с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Министерство промышленности и торговли РФ может внести значимый вклад в решение этой задачи, оказав со своей стороны поддержку: 

  • В организации программ по обмену успешным международным опытом в области реализации стратегий и мероприятий, содействующих устойчивому потреблению и производству, экологизации работы торговых сетей
  • В организации и поддержке разработки методических рекомендаций для ритейла и производителей, в том числе адаптации имеющихся международных документов в области экологического информирования покупателей
  • В широком освещении проблематики устойчивого потребления и производства, комплексной экологизации магазинов в рамках ключевых федеральных и региональных отраслевых мероприятий
  • В поддержке проведения исследования по оценке спроса на экопродукцию и экологические практики магазинов среди массового покупателя с целью формирования дорожной карты по выявлению ориентиров/создания мотивации для ритейла в развитии зелёного ассортимента и внедрению принципов устойчивого потребления среди покупателей.

Мнение