Необходимость и важность развития экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры в России закреплены в федеральном законодательстве, в ряде поручений Президента РФ. Однако на сегодняшний день отсутствует их эффективная реализация на практике.
Статьёй 71 Федерального закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплён принцип всеобщности и комплексности экологического образования. Согласно подпункту «п» пункта 26 Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года, развитие системы экологического образования и просвещения, повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности является приоритетным направлением обеспечения экологической безопасности.
В «Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» говорится о том, что формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания является одной из задач, решение которой призвано обеспечить достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития. Актуальность развития экологического образования определяется поручением Президента РФ по итогам заседания Госсовета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» 27 декабря 2016г. По итогам встречи В.В. Путина 5 июня 2020 г. с представителями общественных организаций Минпросвещения России поручено представить предложения по совершенствованию экологического образования в рамках реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в части, касающейся улучшения условий для их реализации. Развитие экологического образования и просвещения является частью международных обязательств России по достижению Целей устойчивого развития ООН.
Постоянно звучит, что экологическое образование должно начинаться с детского сада и раннего школьного возраста. Однако на сегодня в России отсутствует эффективно действующая государственная система непрерывного экологического образования, отсутствует механизм формирования экологической культуры, нынешнее состояние и содержание экологического образования в России не соответствует современным глобальным вызовам.
Предлагаем ряд рекомендаций по формированию и развитию государственной системы непрерывного экологического образования:
- Утвердить Концепцию непрерывного экологического общего образования в интересах устойчивого развития, разработать план её реализации (дорожную карту).
- Разработать нормативное правовое и программно-методическое обеспечение реализации экологического образования (обновляемое в соответствии с новейшими научными данными) по всем уровням общего образования и дополнительного образования детей.
- Сделать предмет «Экология» обязательным (сейчас согласно ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам) это предмет по выбору в старших классах, который практически не преподаётся), существующая экологизация ряда общеобразовательных предметов недостаточно эффективна.
- Сформировать систему подготовки педагогов, способных достигать эффективных результатов экологического образования в интересах устойчивого развития России.
Для этого:
– внедрить меры по формированию непрерывного экологического педагогического образования по специальности «педагог-эколог» – от педагогических колледжей и педагогических вузов до профессиональной переподготовки, а также по подготовке руководящих кадров по экологическому менеджменту в образовании;
– создать федеральный методический центр по экологическому образованию с системой консультирования и дополнительного профессионального образования, с изучением лучшего российского и зарубежного опыта;
- Сформировать систему региональных учебно-методических центров непрерывного общего экологического образования и просвещения, создать в системе общего образования отделение УМО (учебно-методическое объединение) экологического образования.
- Развивать экологическую инфраструктуру и внедрять «зелёные» практики на базе учреждений общего, среднего профессионального и высшего образования: инфраструктура для раздельного сбора мусора и «ноля отходов», энерго- и водосбережение, переход на возобновляемую энергию (солнечные панели, ветрогенераторы, производство биогаза из пищевых отходов), экологичный школьный транспорт, ответственные закупки, выращивание овощей и фруктов на пришкольном участке на основе принципов органического земледелия, вертикальное озеленение и «зелёные» крыши, использование технологий «зелёного» строительства и ремонта и другие.
- Ввести экологическое образование в число аккредитационных показателей и критериев качества общего, среднего профессионального и высшего образования, включить их в обязательную отчётность образовательных учреждений.
- Проводить мониторинг результатов экологического образования на разных уровнях образовательной системы – муниципальном, региональном, федеральном.
- Включить экологическое образование во ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования, обеспечить программно-методическое обеспечение для его реализации.
- Обеспечить возможность обучения в контакте с природой при реализации общего образования (начиная с дошкольного).
- Внедрить курс по основам устойчивого развития и экологической грамотности для студентов всех специальностей учреждений среднего профессионального и высшего образования с целью формирования экологического мышления и экологически ответственного поведения, в т.ч. профессионального.
- Внедрять эффективные механизмы использования современных IT, мобильных технологий, игрофикацию (в качестве опоры на привычные способы коммуникации и интересы современных школьников и студентов) в реализации экологического образования.
- Развивать партнёрство образовательных организаций с общественными организациями, которые занимаются экологическим просвещением школьников и студентов, внедрять меры их поддержки.
- Развивать систему экологического просвещения родителей, обучать учителей различным методам и форматам экологического просвещения родителей для создания благоприятной среды, в которой дети могут применять экологические знания на практике.
- Обеспечить масштабное и массовое экологическое просвещение на общегосударственном уровне с использованием всех возможных каналов (СМИ, социальная реклама и т. д.), вести системную работу по формирование экологической культуры взрослых.
В заключение хотим привести ряд механизмов формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания, закреплённых в «Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года», реализацию которых считаем крайне актуальной на сегодня:
1) формирование у всех слоёв населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения;
2) государственная поддержка распространения через СМИ сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;
3) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения;
4) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;
5) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.