Ассоциация Производителей Светодиодов и Систем на их основе является признанным на отраслевом рынке центром компетенций по вопросам разработки, производства, приобретения и эксплуатации высококачественных энергоэффективных решений на базе светодиодов. Мы видим ряд экологических проблем, которые, так или иначе, затрагивают и интересы нашей отрасли:
1. Несистемные игроки (низкоквалифицированные лица либо организации, целью которых является извлечение прибыли на отраслевом рынке незаконным путём, а именно посредством подлога, фальсификации, предоставления заведомо ложной информации) своими действиями:
1.1. Предлагают низкокачественные светильники и решения, не отвечающие требованиям законодательства. Материалы для таких светильников порой могут быть из числа не рекомендованных для использования в отрасли. А сами светильники по факту не являются энергоэффективными. Более того, сами производственные площадки зачастую не отвечают установленным экологическим требованиям;
1.2. Реализуют продукцию, не отвечающую экологическим нормам;
1.3. Реализуют контрафактную продукцию;
1.4. Оказывают услуги, не имея должной квалификации и опыта, что в итоге приводит к «пересветке» окружающей среды (световому загрязнению), использованию некорректных и неприменимых в данном случае решений.
Всё это приводит к перерасходу энергии либо сведению на «нет» эффекта от перехода на светодиодное освещение, недовольству со стороны граждан, экологических активистов.
2. Мы прогнозируем увеличение интереса и популяризацию источников света со встроенными бактерицидными лампами в связи с повышенным информационным фоном вокруг COVID. Повсеместное применение бактерицидных ламп может привести к ряду проблем в области применения подобных решений, а также при утилизации:
2.1. Отсутствие достаточной информации по их использованию у конечных потребителей;
2.2. Появление дешёвой бюджетной низкокачественной продукции на рынке;
2.3. Проблемы с утилизацией.
3. Отсутствие правового регулирования вопросов полного жизненного цикла энергоэффективных светодиодных решений.
В ряде стран существуют законы, регулирующие в той или иной степени световое загрязнение:
— В Словении (закон, запрещающий направлять свет прожекторов в небо).
— В США и Канаде (правила защиты мигрирующих птиц, согласно которым запрещено включать подсветку зданий на время перелёта птиц).
— В отдельных заповедных зонах контролируется уровень ночного освещения.
— В то же время в Москве и в российских мегаполисах борьба со световым загрязнением практически не ведётся, что существенно а как результат — негативное влияние на здоровье людей, экологию, а также финансовые и ресурсные затраты из-за излишнего освещения.
Масштабы светового загрязнения окружающей среды настолько велики, что не учитывать их нельзя. Кроме того, энергетические затраты увеличивают выделение парниковых газов, что вносит свой вклад в усугубление климатического кризиса.
Считаем, что поэтапно в стране необходимо ввести нормы обеспечивающие:
1. Усиление контроля имеющихся норм и введение дополнительных мер, позволяющих не допускать на рынок страны некачественные компоненты светильников, светильники и световые решения, которые потенциально могут навредить экологии и здоровью населения;
2. Нормативное регулирование освещения закрытых на ночь заведений и правил использования световой рекламы;
3. Установление норм распределения светового потока для подсветки зданий, культурных объектов и ландшафта.