РСоЭС считает, что стратегия и практические действия по обращению с отходами должны строиться строго следуя ИЕРАРХИИ обращения с отходами, основанной на ФЗ 89 и ГОСТ Р 56828.31-2017 (Национальный стандарт РФ «Наилучшие доступные технологии Ресурсосбережение. Иерархический порядок обращения с отходами») в следующем приоритетном порядке:

  1.  Максимальное использование исходных сырья и материалов;
  2.  Предотвращение образования отходов;
  3.  Сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
  4.  Повторное (если возможно — многократное) использование отработавших установленный срок изделий и ресурсов;
  5.  Утилизация отходов с получением вторичных материальных ресурсов;
  6.  Сжигание отходов для получения энергии (только тех отходов, которые не могут быть повторно использованы или переработаны);
  7.  Конечное размещение опасных отходов на полигонах (только тех отходов, которые не могут быть повторно использованы, или переработаны, или использованы для получения энергии);
  8.  Уничтожение опасных отходов (сжигание) при отсутствии других технологий

Эффективное устойчивое обращение с отходами производства и потребления зависит от государства, общества и бизнеса. Каждый сектор должен внести свой вклад.

Ответственность государственных органов

Необходимо принятие долговременной стратегии (например, до 2050г.), имеющей конечной целью многократное уменьшение объёма производимых ТКО, а также Плана действий с целями по годам по уменьшению образования отходов за счёт сокращения потребления ресурсов, более рационального проектирования и предотвращения образования отходов (дизайн, долговечность, ремонтопригодность, нетоксичность, перерабатываемость и т.д.).

Необходимо поставить цели по сокращению образования ТКО и включить их в экологические и экономические показатели оценки эффективности управления регионами и муниципалитетами. 

Мы считаем, что нужно вновь ввести систему муниципального экологического контроля, которая позволит эффективно и оперативно решать экологические проблемы, связанные с нерациональным обращением с отходами на местах.

Пластиковые отходы представляют особую проблему для окружающей среды и составляют в отдельных регионах России более 40 % объёмной доли в ТКО, поэтому в государственной политике и практике необходимо следовать лучшим существующим российским и зарубежным примерам в области сокращения образования пластиковых отходов. Их примерами являются Директива Европейского союза 2019/904 от 05.06.2019 по сокращению влияния некоторых пластиковых продуктов на окружающую среду и Распоряжение Комитета по культуре Ленинградской области от 27.02.2018 №01-04/18-45 «О запрете использования пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов и упаковок при проведении культурно-массовых мероприятий».

Необходимо безотлагательно дополнить существующие нормативно-правовые акты положениями о сокращении оборота и запрета производства, продажи и использования одноразовых пластиковых продуктов, в первую очередь трудноперерабатываемых, немаркированных, композитных, ПЭТ-пленки, сокращения содержания в товарах и упаковке этих типов пластика, биопластиков и оксополимеров, а также запретить использование микропластика в косметических и бытовых средствах для предотвращения загрязнения окружающей среды (воды, воздуха, почвы) микропластиком.

Необходимо повсеместно внедрить систему зелёных государственных закупок, справедливых тарифов в зависимости от объёма производимых отходов и другие решения, способствующие максимально благоприятному построению комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Крайне важно обеспечить повсеместный раздельный сбор и накопление отходов со стороны региональных операторов, региональных и муниципальных властей, с осуществлением общественного контроля этой деятельности.

Необходимо поддерживать существующие перерабатывающие мощности как малых, так и крупных компаний, а не инвестировать в проекты, опасные для здоровья граждан и окружающей среды, такие как МСЗ и новые полигоны. Существующие перерабатывающие предприятия испытывают нехватку сырья, работают не на полную мощность и вынуждены закупать вторсырье из-за рубежа. Необходимо выстроить систему сбора и распределения отходов так, чтобы вторсырье от источника поступало к имеющимся переработчикам.

Федеральные и региональные органы власти обязаны обеспечить надлежащий контроль за захоронением и обезвреживанием отходов.

Необходимо повсеместно обеспечить такую процедуру принятия решений и согласования проектов с участием всех заинтересованных сторон: производителей отходов в лице жителей (индивидуально и в лице общественных групп) и производителей товаров и услуг, субъектов общественного контроля, региональных операторов, ответственных от органов федеральной, региональной и муниципальной власти за реализацию национального проекта «Экология» в части обращения с ТКО в соответствии с ФЗ № 89, контрольно-надзорных органов власти, и иных заинтересованных лиц и организаций; чтобы права, свободы и законные интересы всех участников процесса обращения с ТКО учитывались в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации и Поручением президента Российской Федерации ПР-1418 от 20 июля 2019 года.

Ответственность коммерческих структур

Необходимо внедрять на предприятиях всех форм собственности международные и национальные стандарты качества (например, ИСО серии 14000, ГОСТы по обращению с отходами, по бережливому производству и др). Внедрение этих стандартов даёт конкурентное преимущество и обеспечивает уменьшение потребления ресурсов на всех этапах жизненного цикла продукции.

Промышленные и торговые предприятия должны внедрять добровольные меры, экономически выгодные в средней и долгосрочной перспективе, в следующих направлениях:

  1.   Отказ от производства одноразовых товаров немедицинского назначения;
  2.  Отказ от использования трудно перерабатываемых материалов (био- и оксоразлагаемые пластики, многослойные материалы, смешанные пластики);
  3.  Развитие системы оборотной тары, где это возможно, включая её сбор и переработку по истечении срока службы;
  4.  Обязательное маркирование всех материалов, из которых произведён товар (в случае технической невозможности маркирование товара с указанием всех материалов, входящих в его состав.);
  5.  Отказ от лишней дополнительной упаковки (пластиковая плёнка и проч.) на этапе транспортировки и реализации, организация сбора упаковки для дальнейшего повторного использования и переработки;
  6.  Развитие системы сбора упаковки от потребителя (те и сходные типы упаковки, которые производит данный производитель) для её дальнейшего повторного использования или преобразования во вторичные ресурсы как в рамках Расширенной Ответственности Производителя, так и вне её;
  7.  Торговым предприятиям следует предоставлять возможность альтернативных многоразовых упаковочных решений (сумки, тару, фасовочные мешочки) и обеспечить информирование покупателей о преимуществах экологической упаковки. Важно увеличить в ассортименте долю развесной продукции без упаковки и обеспечить возможность использования собственной тары покупателя при покупке такой продукции в соответствии с пунктом 8.11 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП2.3.6.1066-01»;
  8.  Торговым предприятиям следует сократить и в перспективе полностью исключить использование одноразовых пластиковых изделий для продукции навынос и при предоставлении услуг (полиэтиленовые пакеты, плёнка, полистироловые поддоны для фасовки и пр.), развивать систему возврата тары (пандоматы).

 Ответственность общественных организаций

 РСоЭС считает, что общественности необходимо направить свои усилия на такие приоритеты:

  1.   Информирование населения об экологичном стиле потребления, стиле жизни по принципу «Ноль отходов», разработка и распространение образовательно-просветительских материалов;
  2.  Использование всех возможностей для продвижения устойчивого и безопасного обращения с отходами: обращения в органы власти, защита интересов общественности через общественные советы при государственных органах власти разного уровня, требование предоставления экологической информации по вопросам обращения с ТКО;
  3.  Участие в общественных слушаниях по проектируемым объектам и проектам, связанным с ТКО, предложение изменений в национальные проекты «Экология» и «Здоровье»;
  4.  Проведение или участие в общественных экологических экспертизах проектной документации по обезвреживанию и размещению отходов, рекультивации объектов размещения отходов;
  5.  Продвижение изменений территориальных схем и региональных целевых показателей в области обращения с отходами;
  6.  Развитие института общественного экологического контроля. 
  7.  Объединение малых инициатив, консолидация общественности и организация согласованных акций и мероприятий, привлекающих внимание к проблемам, связанным с обращением с отходами;
  8.  Предоставление консультаций представителям власти и жителям по вопросу грамотного управления отходами на основе имеющегося у общественных организаций экспертного потенциала;
  9.  Сбор и распространение успешных примеров по сокращению образования отходов (в том числе отказа от одноразового пластика) в разных секторах;
  10. Участие в создании стратегий и рекомендаций для государственных учреждений, бизнеса, образовательных учреждений, по организации деятельности в соответствии с концепцией «Ноль отходов»;
  11. Сотрудничество с муниципальными властями в экологическом просвещении населения, организации раздельного сбора отходов, развитии малого предпринимательства и проведении общественных экологических экспертиз.

Мнение