Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ)

России необходимо дальнейшее комплексное развитие ВИЭ:

1. АРВЭ предлагает обеспечить своевременную разработку и утверждение нормативно-правовых актов в соответствии с ранее утверждёнными параметрами.

Одним из самых важных решений для отрасли сегодня является определение Правительством параметров программы ДПМ 2.0, которое определит развитие отрасли в период 2025 – 2035 гг. В настоящее время участники сектора возобновляемой энергетики ожидают утверждения необходимых нормативных правовых актов по продлению программы ДПМ ВИЭ. АРВЭ акцентирует внимание органов государственной власти на необходимости соблюдать плановые сроки принятия НПА по программе поддержки отрасли ВИЭ. 

2. АРВЭ предлагает определить универсальные механизмы, предполагающие предоставление единых исключительных условий для всех инвестиционных проектов зелёной энергетики, по которым наблюдаются нарушения по причине форс-мажорных обстоятельств.

Несмотря на ускорение темпов строительства, в секторе ВИЭ наблюдается отставание от планового графика ДПМ ВИЭ, связанное со сложностями развития отечественного производства оборудования для ВИЭ-генерации с целью выполнения требований по степени локализации оборудования, а также фактором COVID-19. Инвесторы рискуют не исполнить свои обязательства по ДПМ ВИЭ с совокупным объёмом до 1000 МВт. 

Для минимизации негативных последствий пандемии в секторе электроэнергетики будет целесообразным применение неиндивидуальных решений, принимаемых в Ассоциации «НП Совет рынка», что может привести к серьёзным административным издержкам и необоснованно увеличить нагрузку на судебную систему, а универсальных механизмов, предполагающих предоставление единых исключительных условий для всех инвестиционных проектов. 

АРВЭ предлагает предоставить проектам ДПМ ВИЭ нештрафуемую отсрочку. Для инвестиционных проектов с плановым сроком начала поставки мощности в период до 31.12.2021 г.  необходимо введение нештрафуемой отсрочки ввода объекта на срок до 9 месяцев, со смещением срока окончания поставки по ДПМ ВИЭ на длительность заявленной отсрочки, но не более 3 месяцев от первоначальной даты окончания поставки мощности по договору. Решения о нештрафуемых отсрочках уже приняты во многих странах мира — в Австрии, во Франции, Дании, Индии, Греции, Великобритании, США и ряде других стран. 

3. АРВЭ предлагает Правительству РФ принять сбалансированное для отрасли решение по штрафным санкциям выполнения требований по экспорту. Наращивание объёмов высокотехнологичного экспорта является важной задачей в рамках развития экономики, а создаваемый в России промышленный кластер оборудования для возобновляемой энергетики имеет все шансы внести существенный вклад в её выполнение.  Размер штрафа за невыполнение требований по экспорту не должен превышать объём обязательств по экспорту. Крайне важно предусмотреть период длительностью 12 месяцев для подтверждения выполнения требований по экспорту. АРВЭ считает важным отметить, что целевые уровни степени локализации не должны превышать показатели текущей программы более чем на 100%.

4. АРВЭ предлагает предусмотреть возможность регионам принимать самостоятельные решения для развития индустрии ВИЭ на розничном рынке. В частности, необходимо предусмотреть возможность региональным органам власти определять предельные объёмы компенсации потерь сетевых организаций за счёт электроэнергии ВИЭ-генерации с текущих 5% до 10%.  АРВЭ считает, что в сегменте микрогенерации необходимо утвердить уровень минимальной цены на отпуск излишков электроэнергии в сеть. В настоящее время на законодательном уровне порядок определения цены не принят, а, согласно действующему законодательству, цена не может превышать стоимость электроэнергии на оптовом рынке. 

Зелёный курс России