Тенденции развития лесного сектора в мире

1. Постепенный, продолжающийся неуклонно уже много десятилетий, переход от освоения оставшихся диких лесов к интенсивному лесному хозяйству на ранее освоенных землях и плантационному лесовыращиванию. Все крупные целлюлозно-бумажные предприятия, построенные в мире с начала XXI века, и большинство крупных предприятий деревообработки, ориентируются на обеспечение сырьём или за счёт лесных плантаций, или за счёт высокоразвитого интенсивного лесного хозяйства.

2. Интенсивное вовлечение выбывающих из сельскохозяйственного использования земель, ограниченно пригодных или непригодных для современного сельского хозяйства, в лесоводство (от защитного лесоразведения и классического лесного хозяйства до плантационного лесовыращивания) или агролесоводство (выращивание лесов на сельхозземлях с двойной целью – получения лесной продукции и формирования более благоприятных условий для выращивания сельскохозяйственных культур). Абсолютным лидером в лесоразведении на бывших сельхозземлях является Китай, но аналогичные тенденции характерны для Евросоюза и других регионов мира.

3. Внедрение современных технологий, технических средств и подходов к организации труда, позволяющих значительно увеличить продуктивность лесов при интенсивном лесном хозяйстве и плантационном выращивании (примерный аналог “зелёной революции” в сельском хозяйстве 40-х – 70-х годов прошлого века, но более растянутый по времени).

Ситуация с лесами в России

Российское лесное законодательство (Лесной кодекс РФ 2006 года с системой подзаконных актов) и основные документы стратегического планирования лесной отрасли (госпрограмма “Развитие лесного хозяйства”, Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 года, лесная часть национального проекта “Экология”) основываются на идеях и подходах первой половины ХХ века, сейчас устаревших по меньшей мере на 50-70 лет. Лесной комплекс рассматривается до сих пор как отрасль добывающей промышленности, а лес – как осваиваемое природное месторождение древесины (идейной основой действующего Лесного кодекса РФ является концепция “освоения лесов”). Растущая потребность в древесине по-прежнему удовлетворяется не за счёт её интенсивного выращивания на наиболее подходящих для этого ранее освоенных землях, а в первую очередь за счёт расширения лесозаготовок в зонах так называемого “пионерного освоения тайги”. Эта модель получила название экстенсивного, или бесхозяйственного, лесопользования, при котором реальное воспроизводство хозяйственно ценных лесов за установленные обороты рубки или сколько-нибудь сравнимое с ними время не обеспечивается.

Ситуация усугубляется многочисленными катастрофическими пожарами, с которыми при существующем уровне охраны лесов справиться чрезвычайно трудно, а в обширных регионах Сибири и Дальнего Востока – практически невозможно. Непроизводительные потери лесов в результате пожаров, болезней, вредителей и стихийных бедствий уже существенно превышают объёмы заготовки всеми предприятиями лесного комплекса России.

Такое положение дел ведёт к прогрессирующему истощению хозяйственно ценных и экономически доступных лесных ресурсов. Это истощение приводит к гибели множества зависящих от леса предприятий и лесных посёлков (по мере исчерпания необходимых для их развития лесных ресурсов). Кроме того, это истощение вынуждает лесозаготовителей всеми правдами и неправдами вовлекать в рубку последние оставшиеся территории дикой природы и другие леса высокой биологической и социальной ценности, что провоцирует многочисленные проблемы и конфликты.

Государство не располагает реальными знаниями о состоянии своих лесов. Актуальные данные лесоустройства, основного классического источника информации о лесах, есть только по 16% их площади, а попытка создания системы государственной инвентаризации лесов провалилась. Основной свод официальных данных о лесах – государственный лесной реестр – фактически представляет собой информационный компост из данных разного возраста, в основном устаревших, и разного качества, в основном неприемлемо низкого.

Важнейший ресурс для развития продуктивного лесоводства – выбывшие из использования земли сельскохозяйственного назначения – не используются из-за жёсткого противодействия ряда федеральных ведомств, заинтересованных в том, чтобы эти земли оставались заброшенными. Всего таких земель, которые точно не могут быть возвращены в сельскохозяйственный оборот, в России около 50 млн га – на них можно выращивать в среднесрочной перспективе до трехсот миллионов кубометров древесины в год (больше, чем ее сейчас рубится и воруется во всех официальных лесах страны), и за счёт этого поддерживать до ста тысяч рабочих мест.

На всё это накладывается катастрофическая ситуация с кадровым обеспечением лесного хозяйства: в рамках действующего лесного законодательства почти невозможно обеспечить качественную практическую подготовку будущих специалистов, реформы последних полутора десятилетий катастрофически сказались на положении большинства лесных ВУЗов и техникумов, а при существующем уровне оплаты труда и социальных гарантий большинство выпускников просто не идёт работать в умирающую отрасль.

Первоочередные меры по послекризисному восстановлению российского лесного хозяйства

  1. Восстановление и развитие системы подготовки профессиональных кадров, включая поддержку и развитие образовательных организаций высшего и среднего специального образования (в том числе регионального подчинения), предотвращение ликвидации или перепрофилирования ведущих отраслевых университетов из-за плохого или недобросовестного менеджмента, распространение мер поддержки молодых специалистов, работающих в сельской местности, на специалистов лесного хозяйства.
  2. Развитие интенсивного лесного и лесопаркового хозяйства в наиболее густонаселённых районах и окрестностях крупнейших городских агломераций, включая разработку специальных требований к этому хозяйству и соответствующей нормативной базы, формирование эффективной системы общественного участия в управлении такими лесами, предотвращения или смягчения конфликтных ситуаций, связанных с землепользованием и лесопользованием.
  3. Обеспечение эффективной охраны лесов, людей, поселений и инфраструктуры от пожаров, включая сокращение площадей неохраняемых лесов (“зон контроля” и лесов с неопределённым правовым статусом), восстановление и усиление лесной охраны, сокращение использования огня в практике землепользования и лесопользования, поддержание лесов в максимально пожаробезопасном состоянии, учёт ущерба не только от огня, но и от задымления, создание мощной системы противопожарного просвещения
  4. Развитие лесоводства на выбывших из использования сельхозземлях, которые не предполагается возвращать в сельскохозяйственный оборот, включая придание лесам на этих землях ясного правового статуса (допускающего лесоводство без штрафов и отъёма земли у негосударственных собственников) и меры по поддержке лесоводства, аналогичные мерам по поддержке иных видов растениеводства.
  5. Восстановление системы лесоучетных работ и приведение лесов страны в известность, включая создание работающей ГИЛ для информационного обеспечения государственного управления лесами, оценки эффективности лесного хозяйства и выявления важных тенденций и процессов (централизованной государственной системы), и развитие лесоустройства как основы для планирования лесохозяйственной деятельности (децентрализованной преимущественно негосударственной системы).
  6. Интенсивное лесовыращивание в районах с подходящими для этого природными условиями, и в первую очередь там, где от этого выращивания зависит выживание крупных градообразующих лесных предприятий, включая весь комплекс работ до получения средневозрастных насаждений оптимального состава и густоты (привязка оценки результатов воспроизводства лесов не к обряду перевода в покрытую лесом площадь, а к окончанию периода уходов за молодняками).
  7. Формирование сети крупных не вовлечённых в интенсивную хозяйственную деятельность территорий с сохранением естественной динамики ландшафтов и естественного оборота поколений деревьев с целью сохранения климаторегулирующей роли лесов (на основе в первую очередь малонарушенных лесных территорий и планируемых ООПТ федерального уровня).
  8. Восстановление защитного лесоразведения (которое по целям и задачам может быть ближе к развитию сельского хозяйства, инфраструктуры, поселений и т.д., но технологически и организационно тесно связано с лесным хозяйством и лесовыращиванием).
Мнение